Так случилось, что позирование в художественных мастерских художникам стало одним из моих амплуа.
Некоторые считают это нудным невыносимым занятием, а я сделала это частью своего творчества. Это же тоже образы, придуманные мною или художником с импользованием меня, как материала. Иногда эти портреты мои, портреты человека, актрисы Полины, а иногда...
Первые позирования были ещё в студенчестве, когда общежития будущих художников и актёров оказались в одном здании. Студенты художественного факультета приглашали попозировать для портретов. Тогда я научилась усидчивости (первые разы было трудно, ведь я человек активный).
После окончания института были театр, замужество, рождение детей, роли, роли...
...И вот в 1988 году произошло знакомство с талантливейшим художником и порядочнейшим человеком Виктором Ивановичем Зарецким. В первый же день знакомства в Конче-Заспе у него в мастерской попозировала для карандашного рисунка и... стала любимой моделью почти на 2 года.
Родилось множество задумок, появились рисунки, наброски, масляные портреты, картины огромных размеров (одна из них навеянная моей ролью Булгаковской Маргариты). Я иногда говорила: «Ой, я не похожа на этом портрете на себя!» Виктор Иванович, маленько обидевшись, или имитируя обиду, говорил: «Если ты хочешь быть похожей на себя — пойди в фотоателье и сфотографируйся, а я художник, я тебя так вижу». Господи, я тогда не совсем понимала, что это был не просто художник, он был Великим Мастером.
Портреты всё появлялись и появлялись, они были такими же разными, каким бывает человек. Да, я была разная на них, но однозначно везде была я. И столько было у нас задумок, начатых полотен! Он начинал сразу несколько, делал как бы заделы, а потом по творческому настроению своему брался за тот, который ему хотелось творить в данный момент. Посещает озарение его и ведёт кистью. Смерть так жестоко его забрала от нас, в хорошем творческом возрасте, в полёте, в момент общего признания (а он пережил в жизни несколько трагических ситуаций).
Потеря Виктора Ивановича была для нас ударом и тяжелейшей утратой очень близкого человека. Дома образовалась галерея картин великого художника и галерея моих портретов.
В это же время я близко познакомилась с известной театральной художницей Ириной Георгиевной Левитской. Она часто бывала у нас в театре, создавала портреты актёров в образах (потом ими увешали все стены одной из репетиционных комнат, — эдакая портретная галерея актёров театра кисти Левитской). Она меня писала в образах из рок-оперы «Энеида», в образе доны Анны («Каменный властелин»), использовала как типажи для картин (например, «Паулина с единорогом»). Мы дружили, хорошо относились друг к другу, радовались успехами друг друга. Общаемся и поныне, но реже — жизнь такая.
Большая часть, и очень интересная, моей жизни связана ещё с двумя замечательными женщинами-художницами и моими большими друзьями: Натальей Зозулей и Натальей Маховской.
С Натальей Зозулей я познакомилась в художественной академии на вручении студенческой премии им. В.Зарецкого. Она предложила мне прийти в мастерскую попозировать для портрета, а родилась целая галерея портретов: «Ворон», «Венецианка», «Роксолана» и много-много других. Стоило Наташе увидеть меня в новом цвете одежды, в новом макияже или в другом настроении — у неё сразу рождался образ, который мы и переносили на холст. Она даже просила меня: «Не одевай завтра другой цвет, а то я сразу перестроюсь и начну другой портрет». И мы начинали их несколько, дорабатывали, это было счастливое время обоюдного творчества, близкого душевного общения, состояния полёта. Потом в силу наших жизненных ситуаций произошла пауза в общении, и в это время на моём жизненном пути встретилась ещё одна художница: молодая, талантливая, красивая, восторженная, романтичная и как говорят профессионалы, подающая большие надежды Наташенька Маховская.
Увидев меня в роли Гонерильи («Король Лир» Шекспира) — она очень скромно через свою маму попросила попозировать. Я не отказала, ибо люблю этот процесс и жду с нетерпением результата. Наташа встретила меня с красивым осенним букетом цветов и мы поработали, заодно пообщавшись и ближе познакомившись. На меня смотрело очаровательное создание с высоким умным лбом, красивыми чертами лица и не по-детски толковыми разговорами. Портрет я увидела почти готовым уже на втором позировании. Наташенька пишет быстро. И опять галерея образов, таких разных (настроение у меня было разным каждый раз и состояние). Портретов её работы около десяти (среди них «Муза Гарсии Лорки», «Вдохновение», «Женщина-ночь», кукла «Полина» и др.)
Это художники, которые писали меня много, то есть это периоды моего творчества в образе модели.
А были такие, что встретившись, поработаем, один-два портрета, и всё... Но это жизнь.
Например, были в моей жизни два очень талантливых художника: Андрей Цой и Володя Лемзяков. С Андреем у нас получился один, но очень хороший портрет «Испанская грандесса», с Володей Лемзяковым — два, но много любимых. Просто жизнь сложилась так, что закрутила-завертела и развела надолго.
Люблю бывать на художественных выставках, когда
прихожу — получаю приглашение попозировать — и если есть время и желание — позирую.