Марта Руис
Земля радует нас изумрудным покровом, женщины — летними новыми нарядами, а Мельпомена — «Пекторалью». Вот уже четвертый год Прекрасная Дама именно в эту красивую пору называет имена своих избранников, щедро одаривая их и прославляя. По сложившейся традиции, праздник происходил в Международный день театра в стенах театра им. И.Франко.
Впрочем, начался он еще перед входом в него, когда к ярко освещенному прожекторами палисаднику подходили или подъезжали претенденты на «Пектораль». По микрофону назывались их имена. Публика, состоявшая, в основном, из тех, кто так или иначе причастен к театральному миру, аплодировала, смеялась и шутила, предвкушая увлекательное зрелище.
«Киевская пектораль» вручалась по нескольким номинациям: за лучший спектакль, за лучший спектакль для детей и спектакль в музыкальном театре, за лучшую режиссерскую работу и сценографию, за лучший дебют и музыкальное оформление и, наконец, исполнение роли: мужской, женской, первого и второго плана.
Компетентное жюри проявило демократизм, представив к награде достаточно широкий спектр театральных работ. В номинациях рядом с коллективами, имеющими титулы национальных и государственных, были названы и те, чье творчество в наше крутое время находится на грани выживания. Наверное, поэтому в зале царила приподнятая атмосфера, чем-то напоминавшая праздник Рождества в большой семье, когда дети разных возрастов радуются полученным подаркам.
Хочется обратить особое внимание на тех, кто был отмечен в пяти различных номинациях. Это спектакль, поставленный в театре им. И.Франко режиссером Валентином Козьменко-Делинде «Сны по Кобзарю». Он назван лучшим, отмечен за блестящую режиссерскую работу. Получили «Пектораль» также исполнитель главной роли и два исполнителя ролей второго плана — мужской и женской. За роль Ворона в этом спектакле «Киевской пекторалью» награждена Полина Лазова.
Талантливая актриса театра им. И.Франко уже хорошо знакома киевским театралам и многими горячо любима. Более десяти лет назад она вместе с группой молодых выпускников Киевского театрального института пришла в ведущий театр Украины. Ее судьба сложилась таким образом, что с первых шагов красивая артистка с замечательными вокальными данными заняла положение ведущей в коллективе. Но, как это нередко бывает в театре, именно наличие многих достоинств сослужило ей плохую службу. В каждом новом спектакле она появлялась в главной роли положительной героини. Так что в конце концов стало как бы законным и привычным такое ее место в театре. И появление очередной новой прелестной и трогательной героини перестало быть событием сначала для коллег-артистов, а затем и для театральных критиков.
Увы, все мы люди, и тому, что каждый день перед глазами, очень скоро перестаем удивляться, будь это даже нечто очень замечательное. Очевидно, поэтому роль Ворона, которая не считается ролью первой величины, предложенная Полине постановщиком «Снов по Кобзарю», превратилась в событие и для зрителей, и для самой актрисы. Для нее, сыгравшей Маргариту («Мастер и Маргарита» М.Булгакова), Жанну д’Арк («Белая ворона» Ю.Рыбчинского), Лучицкую («Талан» П.Старицкого) — а всего около двадцати заглавных ролей — ступенькой, на которой остался хрустальный башмачок, предназначенный принцу, чтобы стать настоящей принцессой, стала роль Ворона.
У критиков как бы вновь открылись глаза. Они воскликнули: «Ох!» — и вручили актрисе «Киевскую пектораль».
Режиссер же особо отмеченного спектакля «Сны по Кобзарю» Валентин Козьменко-Делинде, чья дорога в театре отмечена не только розами, но и шипами, на этот раз был щедро обласкан капризной Музой, возведен на пьедестал и осыпан цветами и аплодисментами.
Такой оказалась «Киевская пектораль». Она вывела на сцену не только тех, кто всегда у публики на виду, но и тех, кого поклонники Мельпомены открыли для себя впервые. Именно это заставляет поверить в «Киевскую пектораль» и ее будущее. И, рисуя в своем воображении это будущее, представляешь себе, например, появление в перечне номинаций премии типа «Самому мужественному Дон-Кихоту театра», которой будут награждать тех, кто, несмотря на громадные препятствия, все-таки снова и снова появляется перед огнями рампы, годами работая вдали от столбовой дороги и подчас создавая шедевры, остающиеся вне поля зрения большой публики.
Уже сегодня можно было бы наградить такой премией Валентина
Шестопалова — художественного руководителя и главного исполнителя в театре «Актер» — артиста театра Русской драмы. Впрочем, есть немало кандидатов на нее. Кого-кого, а Дон-Кихотов во владениях Мельпомены у нас всегда было достаточно. Но выбирать не нам, а ее величеству «Киевской пекторали». Дай-то Бог встретиться с ней через год!