Елена Стрельцова
Полина Лазова: «Аксессуары — это то, что мы не договариваем»
Полину Лазову называют самой стильной актрисой в театре. В этом храме искусств — Национальном драматическом театре им. И.Франко — работают те, что не изучал за партой, что же такое есть современный стиль. Но этим людям такая наука ни к чему, они знают наверняка, знают «по определению», интуитивно и, конечно же, из опыта сыгранных ролей, в чем заключается шарм Донны Анны и над чем следует работать Проне Прокоповне.
Кстати, этих двух таких разных женщин, как и десятки и даже сотни других, на сцене театра играет одна и та же актриса — Полина Лазова.
Что помогает ей перевоплощаться в столь противоположные образы? Конечно, здесь не обошлось без вмешательства мира вещей. Новая деталь, штрих, акцент — и уже новый образ. Но только ли на сцене это важно? И только ли для актрисы?
Постараемся узнать, что думает об этом сама Полина: прекрасная женщина, отличный собеседник, а кроме того — давняя ценительница творчества Тамары Мухиной, героини нашего предыдущего материала.
Носить украшения одновременно легко и сложно. Чувство стиля должно быть либо врожденным, либо этому нужно учиться, как нотной грамоте. Правило номер один — чувство меры. Когда на женщине слишком много украшений, это хуже, чем когда нет ничего.
Нелепо будут смотреться «модерновые» украшения на блузке в народном стиле. И хотя сейчас правила не столь строги, надо все равно иметь вкус, чтобы слепить два стиля воедино. Например, белое платье — не «вышиванка», а женственное, фоновое, допустим, с расклешенным рукавом, и к нему надеть коралловые бусы — это уже будет интересно. Подойдет также черный фон. Фольклорный стиль можно создать, и не доставая бабушкину сорочку из сундука. В блузе с легкой вышивкой, но современного покроя, вы не будете похожи на музейный экспонат, а, наоборот, будете выглядеть стильно, особенно если удастся дополнить образ современными украшениями «на коралловую тему». И тогда родится некий третий стиль, созданный лично вами.
Мои украшения, конечно, связаны с работой. Я много играла царственных женщин, донн... А ведь каждый исторический период несет и определенный колорит, и свой стиль. У нас в театре был прекрасный мастер, который делал бутафорские украшения для сцены — Илья Абрамович Письмен. Но с его смертью эпоха бутафории в театре закончилась. Современная актриса выходит на сцену в своих украшениях. Я, например, консерватор в этом и отношусь к такой миссии очень серьезно. Если придумала к определенному образу те или иные серьги или бусы, и случайно их забыла, это равносильно катастрофе. Да и в сам спектакль вносится диссонанс: ведь художник, создавая образ той или иной героини, продумывал все до мельчайших деталей. Если на репетиции актриса вдруг появилась, например, в красном костюме вместо бежевого, режиссер (хороший режиссер!) сразу это замечает и просит сменить наряд, поскольку тем самым образ разрушается. Точно так же я разрушаю себя, если использую другие украшения.
Вот уже 15 лет Маргарита в известной пьесе Булгакова появляется на сцене в одних и тех же украшениях. Когда я начала репетировать, поняла: я играю женщину из высшего общества. Всякая бижутерия, пластмассовые клипсы, да и модерн, здесь не подойдут. Это женщина, у которой хороший вкус. Она выходит на встречу с Мастером в черном пальто с желтым цветком. Этот цветок — тоже аксессуар. Для нее эта мимоза — символ тревоги, печали, сигнал «SOS». Черный цвет тоже говорит о том, что у нее что-то не так, ей неспокойно. Трудно представить себе Маргариту, например, с тем же желтым цветком, но в красном пальто. Что такое красное? — Это успех, энергия, подъем. Женщине, одетой в красное, в данный момент радостно жить. А где есть радость, тревоге не место.
Помните, как Мастер говорит Маргарите при первой встрече: «Я такие цветы не люблю»? Она спрашивает: «А какие Вы любите?» — «Розы», — отвечает Мастер. С этого момента она начинает приносить ему в мастерскую розы. А с ними приходит и другая жизнь.
Роза, мимоза, сережка в ушах — это все черты нашего имиджа, все то, что мы недоговариваем.
Я очень не люблю украшения ради украшений. Не понимаю, когда в украшения просто вкладываются деньги.
Люблю серебро. Луна, бледность, прохлада, холодные тона — это моя стихия. В золотых вещах могу быть нетворческой, неработоспособной.
Каждый день, просыпаясь утром, хотим мы того или нет, мы уже в новом образе. Внутри мы можем оставаться цельными натурами и не изменять своим вкусам, взглядам, религии. Но снаружи мы меняемся. Если бы мне довелось прожить всю жизнь «в одном украшении», наверное, без депрессии не обошлось бы.
Украшения, как и люди, бывают разные. И различаются они не только по цвету и назначению, но и по характеру. Есть украшения, которые диктуют нам свою волю, и к ним нужно приспосабливаться. Они влияют на нашу пластику, манеру говорить. Часто случается, что не идет работа над ролью, если, например, на Донне Анне — браслет из слоновой кости. Но бывают и «покладистые» украшения, которые подыгрывают любой роли своей хозяйки. У меня есть несколько таких, и я их очень люблю. Они словно говорят: «Хорошо, будем работать и с этим платьем, и с теми брюками».
Цвет камня тянет за собой макияж, образ, настроение. Встанешь в голубом настроении — хочется надеть что-то из топазов, шарфик... Как только все связано воедино — тогда есть стиль. Это может быть уже и не модно. Но если есть стиль — тогда это модно.
А вот Жанну д’Арк я играю вообще без украшений. Все, что не одевала, не подходило к этому образу. Казалось странным: она пастушка, поэтому могла использовать недорогие аксессуары — дерево, кожу. Но потом я поняла: это Жанна, она такая. У нее другое в голове.
Наверное, так должно быть и в нашей обыденной жизни, а не только на сцене: аксессуары лишь тогда выглядят уместно, если они отражают наши мысли, но не владеют ими.