Жана д’Арк
«Біла ворона» Ю.Рибчинського, Г.Татарченка
Режисер С.Данченко
Спектакль С.В.Данченко «Белая ворона» мне особенно дорог, и воспоминания о нём особенно прекрасны и болезненны одновременно.
Всё началось с того, что авторы рок-оперы Юра Рыбчинский и Гена Татарченко устроили в театре прослушивание недавно записанной пластинки, главные партии пели Тамара Гвердцители (моя любимая певица и женщина) и Александр Малинин. Прослушать это творение пришли, наверное, все актёры театра. Это было потрясение! Сочетание хороших стихов, прекрасной музыки, волнующей темы вызвала слёзы восторга у нас, творческих людей, и С.В.Данченко решил взяться за постановку. На роль Жанны были назначены 4 актрисы, в том числе я. Двое из нас были отсеяны уже в процессе, ведь главное в рок-опере — не портретное сходство, а всё-таки вокал, на и актёрские данные, конечно. Остались мы вдвоём: я и Наташа Сумская.
Конечно, работа была интересной и захватывающей — ведь меня хлебом не корми — дай попеть. Но в силу некоторых обстоятельств, которых в театре хоть отбавляй — я спела после премьеры спектаклей 5?6 — и всё... Я смирилась с этим, не стала никого ни о чём просить, следуя высказыванию булгаковского Воланда: «Никогда ничего не просите у сильных мира сего, сами догадаются и сами всё дадут.» Я вырвала из сердца этот спектакль и эту любимую мною роль и практически предала забвению, потому что помнить было больно.
А через лет 5 Наташа ушла в декретный отпуск и С.В.Данченко предложил мне вспомнить всё и сыграть Жанну безе репетиций. Я сказала «Да!» и поняла, что погорячилась. Ведь прошло много времени, и я, казалось-таки, забыла всё, как и хотела. Но роли актёра не умирают, в его сердце они живут, даже если он хочет их похоронить и забыть. И стоило мне поставить кассету с фонограммой «Белой вороны», как всё всплыло, вроде не было разлуки со спектаклем. Я вспомнила всё до мельчайших подробностей, дома отрепетировала и без театральных репетиций рискнула сыграть спектакль. Как оказалось позже, риск был оправданным. Пауза в работе сыграла мне на руку: за это время был набран опыт актёрский, жизненный, женский и т.д., и я родила новую Жанну д’Арк, совсем отличную от той, которую играла 5 лет тому назад. Это было замечено коллегами и критиками, да и сама я чувствовала, что это — другая женщина, я её по-другому теперь чувствовала и по-другому выстраивала её судьбу в контексте хорошего спектакля С.В.Данченко. Я ему благодарна за возможность не только сыграть историческую личность, но за возможность попеть хорошую музыку, и даже за возможность испытать себя на прочность — превозмочь себя, свои амбиции, обиды и вернуть к жизни то, что так стремилась забыть.
Благодаря этому событию я поняла, что ничего не бывает просто так, а если Господь управляет именно таким образом твоей судьбой — значит Господу так надо, и значит, надо тебе для твоего же блага, для совершенствования; даже если это страдания и неприятности, — их надо пережить для понимания других и для умения отличить плохое от хорошего.
А ещё я поняла, что твоё от тебя никуда не убежит, — надо только проявить выдержку и получить то, что нужно, если оно твоё. А если нет — то и жалеть не стоит. Не надо гнаться, хватать, торопить, просить, потому что так или иначе — всему своё время. Такие ситуации в работе заставляют актёра не быть машиной по производству образов, но взглянуть на жизнь, на поступки людей по-философски, обратиться к Богу, не злиться, не мстить — а трудиться над собой, над своей душой и сердцем. А это только на благо профессии!